Архипов Е.
Американские фиалки, или Чем удивил меня Пол Сорано. Журнал "Узамбарская фиалка" № 1 2007г.
Узамбарские фиалки очень часто ассоциируются с Америкой. Однако многие любители далеки от понимания того, что представляет собой культура сенполий в США. Для американских селекционеров это бизнес на разведении собственных сортов. Оттого и подход к вновь созданным гибридам коммерческий. «Этот сорт - интересный, его будут брать, а вот - неинтересный, но его можно оставить в каталоге новинок для разнообразия». Результат такого подхода - далеко не все сорта американской селекции привлекательны. На нашем же рынке слова «зарубежная новинка» звучат завораживающе. Новые сорта заказывают, рекламируют, за них воюют. В то же время на отечественную селекцию порой не обращают внимания.
В США интерес к фиалкам неуклонно падает. У нас - растет. Это любовь массовая, народная. Американцы прагматичны, русские - одухотворённы. Обойдутся без самого необходимого, но без картины, книги, любимого растения - никак. У американцев мышление типовое, они хотят простого однозначного рецепта на все случаи жизни. У русских — на все свое особое мнение. Например у каждого цветовода свой состав грунта для его любимых растений. Жителям США это непонятно - зачем искать, если уже есть готовый, опробованный, оптимальный вариант?
Американцы стремятся подогнать всё под определенный стереотип, а русские вечно стремятся изобрести что-то новое и необычное. Так, американцы очень скрупулезно относятся к симметричности и компактности розетки, аккуратному виду листвы. Кент Сторк наставлял своего ученика: найди хорошие листья и «приделай» к ним цветы. В результате на селекцию «безукоризненного» сорта тратятся десятилетия. Сеянцы скрещиваются между собой, снова и снова размножаются листовыми черенками, чтобы проверить форму розетки и так далее. Американцы отбраковывают гибрид, если край листа сильно закручен, то есть, борются с тем, что украшает фиалку. Причем, известно, что волнистый край цветка обычно генетически коррелирует с волнистым краем листа. Но американцы умудряются выводить фиалки с бахромчатым цветком и гладкими прямыми листьями! Еще один пример американского вкуса: поражает обилие сортов с неярким фэнтези. Пристрастия русских противоположны: чем контрастней узор, тем им кажется лучше и красивее. По себе знаю: иной раз ходишь по магазину, глядя на витрины с новинками, и ничего не можешь выбрать — все фиалки сливаются в один сиреневато-розоватый фон с мелкими невыразительными крапинками фэнтези. Таких примеров в разнице подходов и вкусов можно найти еще очень много.
Особый разговор об американской безземельной смеси для фиалок (перлит, вермикулит, верховой торф в равных частях). Если рассуждать «по науке», то в такой смеси расти ничего не может. Перлит и вермикулит хороши как минеральные добавки. Но если в грунте таких рыхлителей больше половины (процентов 60), то нарушается баланс элементов питания, и у растений появляется характерное пожелтение нижних листьев. Но интересно, что и американцы не выращивают сенполии в таком субстрате, хотя рекомендуют его в качестве идеала со страниц своего журнала. Поначалу они ухитрялись использовать смесь вообще без торфа (50% вермикулита и 50% перлита), потом перешли, наоборот, на выращивание в одном лишь торфе (вермикулит исчез из продажи, а перлит стали выпускать плохого качества). В последнее время вернулись к использованию рыхлителей. Так, П.Сорано использует готовый субстрат, в который уже добавлен в небольших количествах перлит.
Другой любопытный пример: многие не знают, что для американцев безземельная смесь и фитильный полив неотделимы друг от друга. Но, естественно, полив через фитиль - дело тонкое, требующее внимания и аккуратности. В случае постоянного увлажнения вода все время поднимается вверх благодаря капиллярному эффекту. На страницах журнала «African Violet Magazine» всерьез идут жаркие споры: что образуется в верхней части горшка - плесень, соли фтора или какие-то другие отложения. Оказывается, американцы регулярно счищают и выбрасывают верхние 2 сантиметра грунта. Вот вам и совершенство американских технологий!
Не перестает удивлять то, что американцы добиваются своих великолепных результатов простым кропотливым трудом в самых обыкновенных теплицах, сталкиваясь с теми же проблемами, что возникают и у нас. Мне приходилось работать в условиях наших старых «допотопных» теплиц. Летом растения страдали от ожогов при высоких температурах и высокой влажности воздуха, зимой - от плохого освещения и морозов. Растения поливали на скорую руку, из шланга. Мне казалось, что выращивать фиалки в таких условиях невозможно. И вот я с удивлением узнаю, что фирма П.Сорано, снабжающая своими шедеврами весь мир, пользуется «по старинке» поливом из шланга! Более того, противни с посаженными растениями тоже заливаются водой, и рабочие их вынуждены поднимать, удаляя лишнюю воду. Как говорится, техника на грани фантастики!
Не менее трогательно звучит рассказ П. Сорано о том, как он боролся в теплицах с трипсами. Несколько лет подряд каждую субботу по 4 часа ему приходилось обрабатывать все растения инсектицидами. В процессе выполнения этого непосильного труда ему в голову не раз приходила мысль бросить разведение фиалок. Возможно, так и случилось бы, если бы Пол не нашел в конце концов эффективный препарат «Conserve».
Вся история гибридных фиалок связана с США, и американские селекционеры обладают несравненно большим опытом, чем мы. В Америке существует плеяда сильных селекционеров, работающих в разных направлениях. Возможностей у них гораздо больше - в их распоряжении целые теплицы, а не квартиры. Такие масштабы позволяют им не только создавать огромное количество сортов, но и проводить длительные исследования новых направлений селекции. Российские гибридизаторы находятся в менее выигрыш ных условиях, практически все они — любители. Их мало волнует конъюнктура. Они выводят сорта себе в удовольствие, думая о коммерции далеко не в первую очередь.
Существует множество обстоятельств, работающих не в пользу отечественной селекции. Возьмите наугад каталоги любого из московских селекционеров - и увидите абсолютное преобладание американских сортов. Психологией масс движет инерция. Они будут покупать фиалки Сорано, потому что покупали их десять лет назад. Рынок наводнен американскими сортами. Рядовому обывателю, который может приобрести любые фиалки, благо ассортимент позволяет, совершенно все равно, существуют ли вообще отечественные фиалки, даже если они превосходят американские. К тому же, у русского человека чувство патриотизма не так развито, как у других народов. Поэтому россияне будут покупать заокеанские сорта, а не российские. И американские фиалки еще долго будут держать пальму первенства у нас и во всем мире.
Многим кажется, что селекция сенполий исчерпала себя. Однако, несмотря на кажущееся разнообразие современных фиалок, в их селекции сказано еще далеко не всё. Нет насыщенно-желтых сортов, мало чисто-красных, коричневых, абсолютно черных. Совершенно необыгранной остается форма цветка, которая таит в себе резерв разнообразия. Мало сенполий многофантазийных и многоцветных. Даже в разнообразии химер, выведением которых в Америке занимаются давно, последнее слово еще не сказано.
И поэтому в начале каждого года российские любители фиалок будут с нескрываемым любопытством заглядывать на сайты американских селекционеров, чтобы увидеть там новые сорта.
Фото Ю. Анисовой и Ю. Андрусенко