Селекция неизменно вызывает интерес, но внимание, прежде всего, привлекают новые сорта, а не сам процесс их выведения. Причина, на мой взгляд, заключается в том, что селекция окружена ореолом мифов, представляющих ее делом сложным, трудоемким и финансово неперспективным.
С одной стороны, сами селекционеры не стремятся раскрыть свои секреты, потому что это и их хлеб, и сокровенное таинство души, которое невозможно разложить на простые составляющие.
С другой стороны, эта информация не очень востребована: ведь куда приятнее смотреть каталог с фотографиями новых сортов, чем изучать кропотливый процесс их получения.
Подробные статьи, посвященные тонкостям гибридизации, вряд ли изменят ситуацию: от этого не появится множество ярких селекционеров. Сделать селекцию доступной и массовой с помощью простой агитации не представляется возможным.
И еще одно немаловажное обстоятельство — нельзя просто «научить селекции». Основной опыт приобретается в процессе практики. Провести опыление и высеять созревшие семена легко, и многие это делают, не становясь, однако, известными оригинаторами.
Кроме того, между коллекционерами и селекционерами есть разница и в жизненном опыте, и в складе ума.
Миф о том, что селекция неприбыльна — общераспространен.
Это не совсем верно. Человек в жизни обычно сам определяет ту сумму денег, которую он должен иметь. Чтобы зарабатывать (как и достигать успеха), нужно, прежде всего, этого хотеть. Вообще, чтобы добиться в своей жизни определенных изменений, человек должен страстно желать их. Все это укладывается в постулат Джона-Роджера* «Одни имеют то, что хотят, другие — длинный список рациональных доказательств, почему у них этого нет». Ведь даже начиная разведение фиалок из листовых черенков, рядовые коллекционеры не сразу достигают желаемых результатов в выращивании и коммерции. Так же и селекция требует периода накопления знаний, до тех пор пока она не даст положительных результатов.
Второй миф, поддерживающий мнение о том, что селекция дело хлопотное, звучит так: для получения хороших результатов необходимо выращивать очень много сеянцев.
Однако и здесь все не совсем так. Количество интересных сеянцев зависит, прежде всего, от правильного подбора родительских пар. Когда-то, возможно, селекционерам и приходилось выбирать что-то новое и интересное из несметного числа сеянцев. Теперь же, имея такой огромный выбор фиалок с различными признаками, достичь желаемых результатов можно на очень небольшом количестве материала.
И, наконец, третий миф говорит о необходимости долгой проверки сеянцев.
Американское правило, по которому необходимо дважды вырастить такое же растение из листа, чтобы зарегистрировать гибрид как сорт, критики не выдерживает. Учитывая, что только на получение сеянца уходит 1,5-2 года, в целом срок создания сорта может достигнуть 5 лет. При общей неустойчивости белых многоцветных фиалок, постоянно возникающих при вегетативном размножении спортах, — срок огромный.
Еще 20 лет назад я наблюдал вырождение многих сортов буквально на глазах. Теряли бахромчатый край 'Вечерний Вальс', 'Мотылек', 'Старинное Танго'. Многие сорта исчезали не потому, что их не сохраняли, просто они оказались неустойчивыми или слабыми. Когда-то я безуспешно пытался вырастить сорт 'Карменсита'. Но растение отказывалось развиваться даже в самых идеальных условиях.
Из этого следует логический вывод — генетический аппарат фиалок очень неустойчив. И «американская система проверки» — пустая трата времени. Надо наслаждаться красотой фиалок пока они живут и сохраняют свою первозданность.
Б. М. Макуни решал проблему испытания сортов очень просто. Получив интересный сеянец, он размножал его листовыми черенками, попутно проверяя его устойчивость. Так же делает сейчас и П. Сорано. Получается, что вопрос решается сам собой, не требуя каких-то дополнительных площадей, затрат времени и труда.
Развенчивая эти мифы, мы приходим к такой селекции, которая способна окупать себя, успешно создавая конкурентоспособные сорта.
В последнее время много делается для популяризации отечественной селекции. Но в коллекциях российские сорта представлены слабо, и достать новинки отечественных сортов в регионах трудно. Очевидно, для обеспечения всех желающих необходимо использовать новейшие технологии быстрого размножения.
Не решен также вопрос регистрации и сохранения лучших сортов. Думаю, что такие задачи отдельным любителям не под силу. В идеале необходим музей или постоянно действующая выставка узамбарских фиалок, где были бы собраны лучшие сорта отечественной и зарубежной селекции.
• Избегайте работать с сортами, которые дают слишком мелкие или чересчур крупные плоды. В потомстве вы получите или очень мало или, наоборот, избыточно много сеянцев. В последнем случае их разнообразие будет невелико.
• Не стремитесь брать в качестве родителей обильноцветущие сорта. Размер цветков нередко обратно пропорционален их количеству.
• Не торопитесь отбрасывать ненужные сеянцы, равно как не спешите делать выводы о создании нового сорта. Часто условия выращивания, состав грунта, освещение влияют на цветение, которое не всегда бывает типичным. К тому же умение определить ценность сеянца приходит с опытом селекционной работы.
• Не упускайте возможности использовать неудачные сеянцы в селекционном процессе. Так, гибрид со слабым цветоносом или опадающим цветком иногда отличается интересной окраской или формой цветка, что может оказаться полезным в дальнейшей работе.
• Всегда дублируйте опыления и не делайте поспешных выводов по одной высеянной выборке семян. Созревшие коробочки никогда не бывают равнозначными.
• Повторяйте перспективные скрещивания. В противном случае вы будете все время забегать вперед, не успев выработать свою характерную линию, отражающую ваш индивидуальный опыт.
• Больше экспериментируйте, проверяя свои предположения. Однако не распыляйтесь при этом, тратьте как можно меньше труда.
• Если у вас есть возможность выбора, отдайте предпочтение родительским растениям с крупными цветками. Так вы сэкономите много времени. Ведь даже очень интересные цветки, будучи мелкими, проигрывают.
• Старайтесь не брать для гибридизации сорта со слабыми цветоносами и быстро увядающими цветками. Наследование этих признаков — достаточно типичное явление. При прочих равных условиях в потомстве будет получаться значительное количество таких неудачных сеянцев.
• Не используйте родителей с однотипными признаками. Чем более они различны у исходных форм, тем разнообразнее потомство.
• Не забывайте, что синяя или пурпурная окраска родительских растений проявится у большинства сеянцев, так как это доминантные признаки.
• Признак, обусловливающий наличие белого цвета, тоже доминирующий. Если вы берете в качестве родителей растения с многоколерными цветками, в гамме которых есть белая окраска, то характер ее распределения будет значительно варьировать в цветках полученных форм.
• Возвратные скрещивания (скрещивания потомства с родителями) лучше использовать как можно реже, так как в этом случае получается менее жизнеспособное потомство. Эти растения остро реагируют на дисбаланс элементов питания и других факторов. Цветков на их цветоносах может быть мало, они склонны к быстрому увяданию и т. д.
• Часто первые сеянцы уже говорят обо всей выборке семян. Но иногда интересные, желаемые формы начинают появляться только после полусотни процветших сеянцев.
• Чтобы получить сорт с планируемым редким признаком, необходимо использовать большие выборки. Для этого надо заранее получить несколько плодов с достаточным количеством семян.
• Выраженное наследование склонности к опаданию цветка и простой его формы явление естественное, поскольку эти признаки характерны для природных видов.
• Наследование признаков в определенной степени дело случая. Так, например «фантазийность» окраски цветка, считающаяся доминантной, может совсем не проявиться в потомстве.
• Следует также учитывать, что селекция — не свод правил, а эволюционный процесс. Именно этим объясняется тот факт, что от двух темноцветковых родителей можно получить в большинстве растения со светлыми цветками. Правила доминирования определенных признаков достаточно условны.
• Бытует мнение, что возникновение среди фиалок интересных мутаций уже невозможно, что основные формы уже выведены и гибридизация этих растений — дело вчерашнего дня.
Это неправильно. Возможности селекции еще не исчерпаны Записывайте свои оригинальные идеи, стремитесь к осуществлению своих замыслов — и все получится.
• Однако занимаясь гибридизацией, учитывайте, что селекция развивается стремительными темпами. И может случиться так, что вас опередят. Поэтому еще до начала работы хорошенько подумайте — не получит ли подобные сорта кто-то другой раньше вас.
Фото О.Артемовой