Сайт Дома Фиалки - фотографии цветов, выставки, советы и консультации, форум, видеолекции!
 
Объявление
Наши растения продаются только в Москве в магазине "Дом Фиалки" на ул. Пятницкая!

График работы магазина:
Пн-Пт: с 10:00 до 20:00
Сб-Вс: с 11:00 до 19:00

Данилина И.Л.

Вопрос-ответ. Идеальное цветение. Журнал "Узамбарская фиалка" № 4 2009г.

Данилина И.

На ваши вопросы отвечает биолог и коллекционер Ирина Леонидовна ДАНИЛИНА.

danilina@fialki.com, тел.: (095) 430 63 59 

119361, Москва, ул. Озерная, л. 31 кор. 3, кв. 199

Идеальное цветение.

У сорта ‘Pink Sensation’ исчезает розовая окраска: от цвете­ния к цветению ее все меньше, цветки практически стали белы­ми. Почему ? Зато пестролистность из белой стала розовой. Фи­алки живут на стеллаже под лампами. Ульяна.

Как получить яркое, контрастное сортовое окрашивание цветков?

Почему ‘Pink Sensation’ (Sorano) стал цвести не по сорту, почти белыми цветками? Что предпринять? Анализировать ситуацию и делать правильные выводы. А потом педантично учи­тывать их в своей практике.

Участие в выставках «Дома Фиалки» в составе очень силь­ной группы цветоводов «Московские коллекционеры» позво­ляет получить не только бесценный опыт, но и бесценный ма­териал для анализа и последующего осмысления, дает возмож­ность нащупать ту тонкую «нить Ариадны», которая поможет выйти из лабиринта множества вопросов и найти единственно правильное решение.

Я давно заметила, что один и тот же сорт неодинаково ведет себя у разных цветоводов: с неодинаковой скоростью укореня­ются листья, снятые с одного и того же растения, появляются и растут детки, вступают в цветение подросшие растения. Наташа Скороход уже делится впечатлениями о первом цветении но­винки, ая еще не рассаживала детки от листа. Еще более значи­тельные различия проявляются, когда растения вырастают, ста­новятся сильными и в пышном, зрелом цветении «встречаются» на выставке. У Ларисы Галицкой, как правило, очень компакт­ные, «плотные» розетки листьев, сильные цветоносы, обильное, пышное цветение и весьма насыщенные по окраске цветки. Ее фиалки хорошо переносят все стрессы, связанные с жесткими условиями выставки: сквозняки, перегрев, неадекватный полив.


Pink Sensation - насыщенное и светлое окрашивание

Совершенно непохожие экземпляры этих же сортов представ­ляет Лена Плессер: у них довольно большие листья, длиннее че­решки, очень крупные плоские розетки, фантастически обиль­ное цветение и огромные, просто гигантские, яркие, сочные цветки. С ними борются по красоте и часто побеждают совсем иные фиалки этих же сортов, выращенные Тамарой Копейки­ной: их розетки крупнее и более облиственны, нежели у Ларисы, но компактнее, чем у Лены. Цветки по размеру чуть-чуть усту­пают Лениным, но по обилию цветения равных им в группе нет. Так, на экземпляре ‘ Mac’s Will-o-the-Wisp’, выращенном не как полуминиатюра, а как малый стандарт, мы насчитали около 250 цветков! Я внесла бы этот результат в книгу рекордов Гиннеса, так как даже при идеальной обеспеченности всем необходимым, о таких достижениях у американских цветоводов не слышала. Поскольку растение превысило сортовой стандарт (по диаметру розетки), оно не стало победителем в своей номинации, но получило отдельный приз судейских симпатий (покупатели не­сколько позже сделали его фаворитом зрительских симпатий.) При этом цветки были окрашены сочно, насыщенно, контраст­но, идеально по сорту.


'Bold Party Girl' - светлое окрашивание, среднее окрашивание, темное окрашивание

Сорта для выращивания в грунте с повышенной кислотностью (сверху вниз): 'Reigning Beauty' (Swift), 'ЕК-Китайские Фонарики' (Коршунова), 'Buffalo Hunt' (Stork).

Как цветовод я оцениваю свои личные результаты гораздо скромнее: розетки обычные, «нормальные» — не компактные, но и не слишком крупные. Цветение достаточно обильное, но не «супербукетное». Цветки хорошего размера, но не гиганты, притом — обычные, не бархатистые и не шелковистые. Но глав­ное отличие в цветении моих растений — двух-трехцветные сорта окрашены менее контрастно, чем у коллег. У сорта ‘Pink Sensation’ светло-розовые мазки слегка проступают по белому лепестку, делая его окраску нежной, акварельной, тогда как у многих коллекционеров эта фиалка окрашена сочно, контрас­тно, эффектно — ярко-розовые, с четкой границей, мазки по чисто-белому фону. Очень интересную загадку задал нам сорт ‘Bold Party Girl’ (Sorano) на декабрьской выставке в «Доме Фи­алки», где было представлено одновременно 4 экземпляра, и все они цвели по-разному. У меня был самый светлый (и самый красивый) вариант окрашивания, у Лены Плессер — более на­сыщенный, но с сохранением довольно широкой светлой кай­мы. У Ларисы Галицкой цветки имели густой, сочный цвет, а светлая кайма оказалась очень узкой. В результате цветок вы­глядел недостаточно контрастным, он стал ярче, но потерял свое особое очарование. Посетители выставки сочли, что это неудачный экземпляр, «плохая линия». Однако цветки, кото­рые раскрылись уже в условиях выставки, были окрашены так же, как на моем растении. То есть генетика у всех розеток этого сорта была одинаковой, да и исходный материал мы брали из одного источника, а вот цвели они все по-разному.

Вывод здесь может быть только один: характер цветения одних и тех же сортов зависит от условий, в которых они обитают.

А в результате какие-то сорта нам удаются лучше, какие-то — хуже. Если фиалка выглядит красивее при более густом ок­рашивании — она лучше получится у Ларисы. Если же сорт ин­тереснее, эффектнее при более нежном, менее интенсивном окрашивании — он будет лучше смотреться в моем исполне­нии. При этом, конечно же, очень важно, чтобы исходный ма­териал был идеальным. То есть листья для размножения надо брать с растения, цветущего точно по сорту, в соответствии с характеристиками, указанными селекционером при его регис­трации. Но для проявления всех отличительных качеств сорта очень важны условия его выращивания. И главные определяю­щие факторы здесь — температура, pH (кислотность) субстрата, фосфорные удобрения (их дозировка). Важны также количест­во света и влажность воздуха.

Рассмотрим такой фактор как кислотность почвы. И как меняется окраска цветков фиалок в зависимости от значения pH?

Из рук Иры Анисовой мы получили рецепт очень удачной земляной смеси: грунт «Элитный» фирмы «Вермион» и торфя­ной субстрат для цветущих растений фирмы «GreenWorld» — в равных количествах; много перлита; много вермикулита, 1/8 - 1 /6 пакетика мелкодробленого древесного угля (не порошка!)

Наблюдения проводили над сортом ‘Playful Spectrum’. Мой экземпляр, выросший из черенка «от Сорано», цвел по сор­ту, но был окрашен нежно, изысканно. Все присущие культивару краски присутствовали, однако были ненасыщенными.

На выставке ЦОЛГ’а я увидела экземпляр этого же сорта, выра­щенный В.Д. Парамоновым, и окрашенный совсем иначе: у не­го были ослепительно белые цветки, ядрено-розовые мазки, а по ним — обильные темно-синие лучи и сегменты. От этой яркой, броской красоты захватывало дух! Цветок врезался в память и стоял перед глазами (идо сих пор стоит!). Сам Вячеслав Дмитри­евич объяснял это чудо тем, что купил «голову» непосредственно у Сорано. И действительно, в то время среди цветоводов господс­твовало мнение, что все дело в том, какая у вас «линия» сорта. Поэтому при первой возможности я приобрела цветущую ро­зетку с очень сочным, ярким, контрастным цветением, с круп­ными лучами и фрагментами ярко-синего фэнтези. Пересади­ла в свою землю. Подрастила. Дождалась цветения. И испытала шок: моя первая фиалка и вновь купленная стояли рядом и цвели совершенно одинаково — по первому, «акварельному» варианту! Поскольку в данном случае «линия», то есть сортовой источник, была ни при чем, причина изначально разного цветения крылась в другом: в особенностях земляной смеси.


В это же время я узнала от Ирины Анисовой, что свой базовый рецепт почвенной смеси она слегка усовершенствовала, добавив на 8-10 литров один пакетик хвойного субстрата. В результате земляная смесь сделалась более рыхлой, воздушной, менее бла­гоприятной для появления и развития патогенов, при этом она стала более кислой. Благодаря такой добавке Ира получила более яркое окрашивание цветков.

Очередной эксперимент был поставлен немедленно, конеч­но, именно на растениях сорта ‘ Playful Spectrum’, окраска цвет­ков которых не давала мне покоя. И - победа! После замены суб­страта раскрылись довольно яркие цветки с достаточно контрас­тным фэнтези. Так насыщенно раньше этот сорт не окрашивался у меня никогда. Поскольку изменение условий произошло толь­ко по одному параметру, вывод был однозначным: повышение кислотности земляной смеси усилило насыщенность колеров в окраске цветков. Получив столь легко такие великолепные ре­зультаты, я решила их превзойти, и к 8-10 литрам готового суб­страта добавила уже 2 пакетика хвои. Итоги опыта слегка обеску­ражили: цветки стали еще более яркими, сочными, контрастны­ми, однако большой белый «глазок» в центре исчез, пропала и бе­лая кайма. Из трехцветной фиалка стала двухцветной! Да, яркой, но... простоватой. Таким образом, еще большая степень под­кисления субстрата красоте данного сорта на пользу не пошла, а наоборот. Отсюда вывод: разным сортам фиалок для максимально красивого цветения нужна земля с разной кислотностью.

При максимально допустимой кислотности будут лучше все­го удаваться сорта одноцветные, а также фантазийные, кото­рым «к лицу» цветки густых, глубоких, насыщенных колеров.

В их числе ‘Утомленное Солнце’ (Морев), ‘Sizzlin’ Romance’ (Sorano), ‘Cosmic Girl’ (Архипов), ‘High School Sweetheart’ (Sorano), ‘Reigning Beauty’ (Swift), ‘Buffalo Hunt’ (Stork), ‘EK- Китайские Фонарики’ (Коршунова).

В субстрате умеренной кислотности надо выращивать сор­та, которым «идет» большое количество чисто-белого в окраске цветка: белый глазок, широкая белая (светлая) кайма, напри­мер, ‘ЕК-Симпатичная Девчонка’ (Коршунова), ‘Амур Элит’ (Архипов), ‘Подвенечная’, ‘Розовая Акварель’ и ‘Морозная Вишня’ (Морев), ‘РС-Разноперистая Птичка’ и ‘РС-Аленушка’ (Репкина).

А в земле с минимальной кислотностью лучше всего бу­дут получаться сорта, которые создают образ трогательный, романтичный — те, которым свойственны дымчатые, туман­ные, нежно-акварельные цвета, с большим количеством бело­го. Это, к примеру, ‘PC-Избранная’, ‘РС-Сирена’ и ‘РС-Нежное Прикосновение’ (Репкина), ‘Momma’s Backhoe’ (Sorano), ‘Volkmann’s Merry Christmas’ (Volkmann), ‘ЕК-Наутилус’ и ‘EK- Любимый Сын’ (Коршунова), ‘Голубой Туман’ (Морев), ‘Пре­лестная Теща’ (Макуни).

Совершенно аналогичные результаты были получены и при использовании удобрений с высоким содержанием фосфора. Известно, что они стимулируют закладку цветочных бутонов и определяют обильность цветения, но в то же время способствуют «закрашиванию» цвет­ка, уменьшая или совсем убирая белый цвет в его окраске. При подготов­ке таких сортов к цве­тению необходимо идти на компромисс: снижать кратность и интенсивность фосфорных подкормок, ис­пользовать другое удобрение, в составе которого фосфора не­сколько меньше. Иногда, обнару­жив «слишком много колера» в окраске первых раскрывшихся на растении цветков, приходится теплой водой проливать землю в горшке, чтобы убрать избыток фосфора из субстрата. Зато сле­дующие цветки будут желанно светлыми.

Очень заметное, сильное воздействие на окрашивание цветков оказывает и температура. И закономерность здесь четкая: чем теплее, тем больше будет «закрашен» цветок, вплоть до полного исчезновения белого у двух-, трехцветных сортов. И, начиная с определенного значения температуры, цветки станут мельчать, тускнеть и блекнуть, а цветение — делаться необильным (такое явление часто наблюдается у наших растений летом, в жару).

И наоборот, значительное понижение температуры приводит к потрясающим результата: цветки становятся очень круп­ными, белые каемки — на половину лепестка, белые глазки — крупные и контрастные, окраска - насыщенная, поверхность цветка — бархатистая.

Удивительные растения иногда видишь на выставке! Напри­мер, Любовь Тельных показывала сорт ‘ЕК-Ирина’ (известно, что он не очень стабилен). Два цветоноса на растении дали идеально окрашенные, соответствующие сорту, цветки — белые с розовым излучением из центра. А на других трех — цветки были, как у сорта ‘ ЕК-Любаша’, то есть насыщенного розового цвета с четкой белой каймой. Причину такого эффекта объяснила хо­зяйка розетки: первые два цветоноса раскрыли цветки на застек­ленной лоджии, где было довольно прохладно, а три последних - после того, как растения перенесли в тепло квартиры.


Сорта для выращивания в грунте с низкой кислотностью (сверху вниз): 'PC-Нежное Прикосновение' (Репкина), 'Volkmann's Merry Christmas' (Volkmann), 'ЕК-Наутилус' (Коршунова).

Еще один фактор, оказывающий заметное воздействие на кра­соту распускающихся цветков, - влажность воздуха. И чем она выше (в пределах нормы, разумеется), тем больше у растения образуется одновременно раскрытых цветков. Высокая влаж­ность способствует увеличению размера каждого цветка почти в полтора раза, поверхность лепестков становится шелковисто­бархатистой, цвет — насыщенным и сочным, а цветение очень длительным. Выращивание при высокой влажности полезно фиалкам всех типов окрашивания и имеет только один недоста­ток: при попадании таких растений в помещение с более сухим воздухом цветки быстро подвядают и тускнеют, скукоживаясь за считанные часы, теряют декоративность просто на глазах.

И последний из известных мне факторов, который, будучи по­добран оптимально, идет на пользу подавляющему большинству сортов разных типов окрашивания, — количество и интенсивность света. Так красиво вырастить для выставки сорта Н.А. Пуми-новой, как делает это она сама, не удалось еще никому: розет­ки плотные, компактные; цветоносы сильные, но не длинные; цветение (неважно, простые цветки или махровые) — супер-суперобильное; окраска — яркая. Ее растения великолепно вы­держивают жесткие выставочные условия. Наталья Александ­ровна объясняет это большим количеством света в ее квартире.

Итак, основные причины, определяющие «правильное» сортовое цветение, это в первую очередь — генотип, а затем оп­тимальные:

• кислотность почвы и поливочной воды;

• температура воздуха в период закладки и раскрытия бутонов;

• количество фосфорныхудобрений;

• влажность воздуха;

• спектральный состав света, его интенсивность и продолжи­тельность фотопериода.

Все советы, рекомендации и пожелания, приведенные в дан­ной статье, не сопровождаются конкретными цифрами: я толь­ко попыталась указать направление, в котором надо идти. Ведь не зря сложилось выражение «искусство цветовода». Именно ис­комые «чуть больше, чуть меньше» — и есть составляющие это­го живого искусства. А чаще всего путем поисков и компромиссов находишь золотую середину: условия, в которых вполне прилично цветет большинство сортов. У каждого цветовода они свои, ведь как квартиры, так и вкусы у нас всех разные, А в правильном на­правлении ты движешься или нет, покажет ближайшая выстав­ка, где одни и те же сорта в разном исполнении вступают в кон­куренцию за любовь и восхи­щение посетителей.

И если какой-то выра­щиваемый тобой сорт не показывает себя во всей красе, — заме­ни его другим, ана­логичным, кото­рому «придется по вкусу» твоя квартира (земля, уход).


Узамбарская Фиалка
Фиалочный мир
Рассылка 'Новости из мира фиалок' Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru