Данилина И.Л.
Вопрос-ответ. Белоснежкам в коллекции — быть! Журнал "Узамбарская фиалка" № 5 2008г.
На ваши вопросы отвечает биолог и коллекционер Ирина Леонидовна ДАНИЛИНА.
danilina@fialki.com, тел.: (095) 430 63 59
119361, Москва, ул. Озерная, л. 31 кор. 3, кв. 199
Уважаемая Ирина Леонидовна, хочу спросить о фиалках с белыми цветками. У меня ещё только подрастают детки нескольких белоцветковых сортов, но смущает то, что у подруги на двух-пятидневных белых цветках появляются коричневатые пятна. При этом внешний вид красивого букетика портится. На фиалках других расцветок таких пятен не наблюдается. Другая моя знакомая из-за подобных пятен совсем отказалась от всех белоцветковых сортов фиалок. Отчего на лепестках появляются такие пятна? Можно ли как-то избежать подобного явления ? Или это присуще всем белоцветковым сортам фиалок ?
Натали.
Уважаемая Натали!
Белоцветковые фиалки действительно можно назвать более нежными, более деликатными, чем другие. Это объясняется, в частности, тем что клетки белых цветков лишены защитного экрана в виде пигментов (антоцианов). Поэтому такие сорта раньше и в большей степени, нежели окрашенные, страдают от ряда негативных факторов, особенно в летнюю жару. И, хотя нынешнее лето уже почти пролетело, жизнь продолжается, и мы должны быть готовы к встрече следующего жаркого сезона. Более того, даже зимой не исключается возможность ожогов от попадания на растения прямых солнечных лучей или стресса от перегрева и пересушивания субстрата, от недостаточной влажности воздуха, от снижения иммунитета и атаки грибных патогенов. Но это ни в коем случае не причина совсем отказываться от прекрасных белоснежек, а только повод разобраться в сути данной проблемы и, по возможности, решить ее для всех растений вашей коллекции. Давайте разбираться вместе.
1. Ожоги от попадания на растения прямых солнечных лучей. Этот вопрос мы уже несколько раз рассматривали (см. УФ №4, 2007 и № 4, 2008). Повторю главное: при выращивании растений на подоконниках летом старайтесь белоцветковые сорта разместить на северной стороне либо заэкранируйте нижнюю часть окна светоотражающей пленкой, бумагой, тонкой занавесочкой из натуральной ткани, жалюзи и др. Супруги Макуни негусто забеливали зубным порошком нижнюю половину стекла. Можно на время активного летнего солнца убрать растения с подоконника и расставить их на мебели так, чтобы света было много, а прямые солнечные лучи непосредственно на растения не попадали.
2. Угнетающее действие жары. Идеальное решение этой проблемы — оборудование квартиры кондиционером. Если это невозможно, то температуру можно понизить опять же экранированием окна: снижение инсоляции уменьшает перегрев. Особенно эффективна в этом плане светоотражающая пленка. Помогает орошение воздуха и непосредственно листьев растений дистиллированной водой (это подходит только для экземпляров, расположенных не на солнечном свету!). Цветки от водяного тумана надо прикрывать, смачивать только листья. Вода должна быть тепловатой — холодная может оставить пятна. Снизить остроту проблемы помогает мягко работающий вентилятор. Так как температура воздуха в помещении неравномерна, более теплый воздух скапливается у потолка, а более холодный - у пола, в некоторых случаях приходится разместить коллекцию на полу.
При выращивании растений на стеллажах можно поменять режим работы ламп: включать их на ночь, когда прохладнее, а на день выключать. Растения к такой смене режима освещения относятся индифферентно. Заодно сэкономите и на оплате электроэнергии.
3. Перегрев и пересушивание субстрата. Маленький по объему горшочек с рыхлой воздушной земляной смесью очень легко перегревается и, как следствие, субстрат быстро пересыхает. В результате у растения постоянно погибает часть сосущих корневых волосков, что ухудшает его состояние и открывает ворота всевозможным гнилям и инфекциям. Снизить температуру можно, поместив горшочек с растением в толстостенное керамическое кашпо. Положительный эффект будет сильнее, если зазоры между стенками горшочка и кашпо заполнить увлажненным сфагнумом или керамзитом (фото 1). Если растений много, а дизайн жилища небезразличен, то выбираем большие красивые керамические кашпо, в которые можно поставить несколько горшочков с фиалками, промежуток между ними заполнить керамзитом, а сверху присыпать декоративными камешками. А если размер коллекции давно заставил забыть об эстетике и дизайне, то очень удобно использовать пластмассовые контейнеры или ящички с достаточно высокими бортами, куда можно поместить много растений. Отличным изолятором-охладителем здесь будет увлажненный сфагнум. А если его настелить и под растения, то значительно ускорится и облегчится процедура полива. Еще один дополнительный плюс — локальное повышение влажности воздуха (фото 2).
В арсенале современного цветовода очень много приемов, помогающих справиться с проблемой сильного пересушивания земли. Самый распространенный сегодня — перевод коллекции либо ее части на фитильный полив, что позволит не только рационально ухаживать за растениями, но и даст возможность цветоводу съездить в отпуск (правда, ненадолго).
Но поскольку у этого метода есть отдельные противопоказания, то не будет лишним напомнить и о других приемах. Самый простой — увеличить размер горшка. Позитивный эффект будет сильнее, если на дно горшка в качестве дренажа положить сфагнум (так, например, поступает Н.А. Пуминова, все окна квартиры которой ориентированы на запад) или насыпать вермикулит (этот прием я «подсмотрела» у Елены Барабаш).
Е.Архипов и Н.Скороход, которых судьба наградила квартирами с южными окнами, используют другой прием: полный отказ от дренажного отверстия и выращивание фиалок в больших вертикальных емкостях, что значительно уменьшает площадь испарения по сравнению с традиционным выращиванием в горшках-плошках. Евгений при этом использует в качестве дренажа крупные куски пенопласта, между которыми просыпается немного земли и прорастает несколько корешков, добывающих влагу со дна стакана (фото 3). Новый прием, который пока еще недостаточно хорошо отработан коллекционерами, — это использование гидрогеля. (См. УФ№ 1,2007.) При отлаженной технологии можно поливать растения один раз в пять дней. Должна предупредить, что не все цветоводы, испробовавшие этот прием, дали ему положительную оценку.
И, наконец, о повышении влажности воздуха много было сказано выше. А в идеале хорошо бы обзавестись мощным увлажнителем.
Таким образом, существует очень много методов и приемов, позволяющих решить проблему цветения белых в жару. В крайнем случае, во время жары и сухости можно просто выламывать цветоносы и не давать фиалкам цвести вообще. В результате они отдохнут, наберутся сил и энергии и, когда жара пойдет на убыль и интенсивность солнечного света уменьшится, процветут с двойной-тройной силой.
И лишь одно надо исключить, категорически и однозначно: отказ от белоцветковых сортов в своей коллекции. Ведь белый цвет — это чистота и совершенство. Рядом с белыми синие — синее, а красные — краснее. Коллекция фиалок хороша сочной палитрой ярких мазков разных цветов.
А что за палитра без белого! Ведь он — идеальный фон для ярких цветков и идеально чистая нота на фоне разноцветья.
А раз в полноценной коллекции без белых никак, давайте повнимательнее к ним присмотримся. У одних сортов лепестки тонкие, прозрачные (‘Ness’ Snow Clouds’), а у других плотные, «восковые» (‘ЕК-Атлантида’). Фактура последних делает их более устойчивыми к действию неблагоприятных факторов.
При подборе сортов в коллекцию предлагаю пойти по пути компромисса. Есть сорта с абсолютно белыми цветками, а есть белые с легким оттенком голубого, лавандового, розового. И этого небольшого количества пигментов достаточно, чтобы помочь цветку обрести большую устойчивость. Неплохо, хотя и не всегда, справляется с этой задачей и столь модный сейчас зеленый колер. Многие белые цветки с широкими зелеными краями демонстрируют поразительную стойкость и потрясающую длительность цветения (‘Frozen in Time’).
Не уверена, но предполагаю, что белоцветковые с темно-зелеными розетками листьев тоже должны быть более выносливыми, нежели фиалки, обладающие светло-зеленой листвой.
А можно просто приобрести много белоцветковых сенполий, понаблюдать за ними в условиях вашей квартиры и оставить в коллекции на многие годы что «к дому пришлись» как говорил Борис Михайлович Макуни. Процесс такого отбора на редкость интересен, а результаты его — прекрасны.